Главная » Статьи » мои рецензии на фильмы

«Шоссе в никуда» Дэвида Линча

Сюжет основан на рассказе Амброза Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей», в котором заключённого во время Гражданской войны казнят на виселице. При этом жертва воображает, что совершает побег и возвращается домой. Факт, что побег был галлюцинацией умирающего человека, обнаруживается только в конце рассказа (из Википедии).

.

Посмотрев фильм, совершенно не хочется его анализировать, кажущаяся бредовость сюжета объясняется тем, что герой фильма - шизофреник, и искать смысл становится не интересно, но вот что странно, через какое то время мыслями непроизвольно снова и снова возвращаешься к сюжету, находя все больше и больше совпадений.

«Шоссе в никуда — это история об убийце-шизофренике (Фред Мэдисон) с большим количеством участников, рассказанная с различных точек зрения этими же участниками» (с) Дэвид Линч. Я бы сказала с одной точки зрения одного участника, а именно этого самого убийцы-шизофреника: «мне нравится помнить события по своему… не обязательно, как они произошли» (с) Фред Мэдисон. Никогда не хотелось заглянуть в мозг шизофреника? Не знаю так ли там на самом деле, но понять основные ассоциативные ряды не сложно. 

Сам фильм построен по принципу ленты Мёбиуса - из любой точки фильма можно вернуться в начало, не прерывая сюжетной линии. Вымышленна и реальная сюжетная линии переплетаются в фильме так, что понять что происходит с первого просмотра практически невозможно. Реальный сюжет достаточно прост: Фред Мэдисон - клубный саксофонист, начинает подозревать свою жену в супружеской измене, всплывают события ее не совсем кристального прошлого, с которым она не до конца порвала. На почве этого у Фреда едет крыша – он понимает, что Рене – не та женщина на которой он женился «ты была в постеле, но это была не ты, она была похожа на тебя» и в момент очередного обострения буквально разрубает ее на куски в собственной спальне. Причем осознание содеянного так и не приходит к Фреду. Надо сказать что до этого он незаметно для себя уже убил ее любовника Дика Лорана, о чем он знает только то, что Дик Лоран мертв. Далее его арестовывают и приговаривают к смертной казни. В камере с Фредом происходит еще одно из психических расстройств «диссоциативная фуга» - когда больной придумывает себе другое имя и биографию, находит другую работу (обычно никак не связанную с прежней) и живет не подозревая о своем прошлом. Но прошлое так или иначе всплывает в придуманной жизни Фреда (теперь уже Пита Дейтона). Отсюда начинается вторая вымышленная сюжетная линия, где Пит встречает девушку Элис, как две капли воды похожую на Рене, но практически с аналогичными проблемами… В конце происходит понимание, что его жизнь в качестве Пита Дейтона так же рушится как карточный домик: фраза Рене-Элис «у тебя ничего не получится» («ты никогда не получишь меня» - в другом переводе) после которой она исчезает и остается только Таинственный Человек. Интересны как раз эти параллели и ассоциативные ряды, все персонажи – по большей части вымышленные дают подсказки воспаленному мозгу Фреда, так «Таинственный Человек неприятной наружности» не что иное как стимул - тот толчёк, который дал развитие агрессивному ходу событий – зло, которое вошло в дом Фреда вместе с правдой о его жене ("ты сам пригласил меня, у меня нет такой привычки приходить туда где мне не нраится" (С)), а горящий дом в пустыне, который Фред видит в фильме дважды - знак конца, крущения всего. Пытаясь отрицать видимые причины событий, Фред ищет оправдания своим действиям во вне, но у него ничего не получается. Так же как и не получается построить свою жизнь по другому сценарию: родители Фреда-Пита, как же как и девушка Пита – Шейла, намекают что знают о событиях той ночи, о которой Пит ничего не помнит. В доме, где Пит совершает непреднамеренное убийство он обнаруживает фотографию Элис и Рене вместе, и ему кажется, что Элис предаст его. Прошлое так или иначе возвращается в жизнь Пита. Таинственный Человек говорит: «На Востоке, когда человека приговаривают к смертной казни, его помещают в место, откуда не выбраться, и неизвестно, когда палач окажется за его спиной».

Категория: мои рецензии на фильмы | Добавил: d-elf (02.04.2011)
Просмотров: 1769 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
мои рецензии на книги [3]
рецензии или размышления о прочтенном
мои рецензии на фильмы [9]
мои рецензии на просмотренные фильмы